Если банк неожиданно отказался выдавать вам кредит или новый работодатель передумал брать на работу, возможно, причина кроется в вашей кредитной истории. Проверить свою кредитную историю стоит, даже если вы на 100% уверены, что с ней все в порядке. Рассказываем подробно, как выглядит кредитная история, что она может о вас рассказать и что делать, если вам приписали чужие долги.
Кредитная история — это информация о ваших кредитных обязательствах: когда, в каком банке, микрофинансовой организации (МФО) или кредитном потребительском кооперативе (КПК) и какую сумму вы брали, были ли вы созаемщиком или поручителем, платили ли аккуратно или задерживали платежи.
Неоплаченные коммунальные платежи могут стать поводом для банка отказать в кредите. Обычно это касается злостных неплательщиков за ЖКУ.
Банкам, МФО и КПК. Если вы обратитесь за кредитом, будьте готовы, что эти организации изучат вашу кредитную историю. И откажут, если с ней не все в порядке.
Потенциальным работодателям. Такая проверка актуальна в большей мере для управленцев в банковской сфере, госсекторе или крупных коммерческих структурах. Сотрудник с кучей долгов, просрочек и плохой кредитной историей выглядит для работодателя не очень привлекательно. Если же соискатель стабильно платит по кредиту/займу, который составляет менее 30% его ежемесячного дохода — кандидату это только в плюс. Работодатель может оценить это как проявление надежности и аккуратности, а также как умение управлять финансами.
Например, Иван полностью погасил ипотеку два года назад. Теперь он решил взять новую ипотеку — на квартиру побольше. Но банк отказывает ему в кредите. Иван недоумевает — он же аккуратно гасил предыдущую ипотеку, не допустив ни одной просрочки платежа, и закрыл ее досрочно. Он же идеальный клиент! Заказав кредитную историю, Иван обнаружил, что его закрытая ипотека все еще числится активной. Оказывается, банк не передал в бюро кредитных историй (БКИ) сведения о том, что кредит Ивана закрыт. Отсюда и отказ оформить новую ипотеку.
Что делать Ивану? Он может подать заявление в бюро, в котором хранится его кредитная история, с требованием устранить неточность. Бюро должно все исправить.
Ваша кредитная история хранится в одном из БКИ или сразу в нескольких. Дело в том, что каждый кредитор работает с определенным бюро. То есть если у вас были кредиты в разных местах, то, скорее всего, ваша кредитная история хранится по частям в разных БКИ. И надо будет получить данные во всех этих бюро, чтобы собрать кредитную историю воедино.
Чтобы узнать, в каких именно бюро хранится ваша история, нужно отправить запрос в Центральный каталог кредитных историй. Проще всего сделать это онлайн:
Нужно зайти во вкладку «Услуги», в раздел «Налоги и финансы», в подраздел «Сведения о бюро кредитных историй». Для доступа к данным понадобятся только паспорт и СНИЛС.
В ответ Банк России пришлет вам в личный кабинет на Портале госуслуг список всех БКИ, в которых хранится ваша кредитная история. Информация будет включать название, адрес и номер телефона бюро.
Для этого вам понадобится код субъекта кредитной истории (комбинация букв и цифр). Если вы брали кредит или заем хоть раз в жизни, значит, этот код у вас уже есть. Его можно найти в вашем кредитном договоре либо уточнить в банке или МФО, в которых вы брали кредит.
Если вспомнить старый код не удается, а банк или МФО не помогают, код можно сформировать заново. Для этого нужно лично обратиться в любой банк или бюро, чтобы создать новый код.
Этот код надо будет указать в запросе, который нужно создать на сайте Банка России. Не позднее следующего рабочего дня вы получите письмо с названиями всех бюро, где хранится ваша история.
Если вы не любитель онлайн-запросов, то можно, например, направить телеграмму в Центральный каталог кредитных историй. Ответ придет в течение трех дней. Но пришлют его на электронный адрес, который вы укажете в телеграмме. В письме вам сообщат, в каких бюро хранится ваша кредитная история.
Нет. По закону в кредитной истории не может быть «комментариев или суждений» — только факты.
Да. Но только через нотариуса на основании документов, необходимых для открытия наследственного дела.
Идеальная кредитная история — понятие относительное. Изучив кредитную историю человека, один банк может выдать ему кредит, а другой — отказать. Хотя и клиент будет тот же, и кредитная история та же самая.
В хорошей кредитной истории должны быть кредиты/займы, которые вы периодически берете и аккуратно гасите. Для банка это лучший признак, чем полное отсутствие кредитов за последние годы.
Если у вас уже есть непогашенный кредит, который вы исправно и в срок выплачиваете, скорее всего, вам одобрят еще один кредит (но, возможно, на меньшую сумму). Но главное — реально оценивать свои силы и не брать новые кредиты, когда прежние вызывают сложности с погашением долга.
Самое важное для кредитной истории — отсутствие систематических просрочек платежа в течение длительного времени. Несколько просрочек на пару дней вряд ли станут причиной отказа.
По закону кредиторы обязаны вносить информацию в БКИ в течение 5 рабочих дней. Например, если вы закрыли автокредит в понедельник, то банк должен будет сообщить об этом в бюро до выходных.
Кредитная история хранится в БКИ 10 лет с тех пор, как в нее в последний раз вносили информацию.
То есть банк или МФО не интересует, какие займы вы брали десятилетия назад. Имейте в виду, что особенно пристальное внимание они обратят на вашу кредитную активность за последние 2–3 года.
К сожалению, такое случается. Если вы уверены, что все оплатили вовремя, то возможны следующие причины:
Убедитесь, что прошло 5 рабочих дней с того момента, как вы закрыли кредит. Не забывайте, что информация поступает в БКИ не мгновенно.
За обслуживание кредитной карты банки, как правило, берут плату. Даже если вы погасили кредит и больше не пользуетесь картой, эту плату банк регулярно списывает — и на карте может образоваться долг. Поэтому ненужные карты стоит аннулировать.
Обратитесь в банк, попросите закрыть ваш карточный счет и обязательно сохраните документы о завершении или расторжении договора. Через месяц-другой лучше удостовериться в банке, что счет и карта точно закрыты, долгов нет.
Но оказывается, что осталась маленькая непогашенная сумма за страховку или комиссию. И банк вам об этом не сообщил — возможно, вы сменили номер телефона или адрес или были какие-то другие причины, по которым банк не уведомил вас. В итоге в вашей кредитной истории числится просрочка.
Например, они опечатались в имени или паспортных данных. Если измененное имя совпадает с именем неплательщика, на добросовестном заемщике может повиснуть чужой долг. Случается даже, что чужую информацию заносят тезкам или однофамильцам. Или же в банке ваш кредит закрыли, но в бюро данные не передали. Или наоборот — банк передал обновленные данные, а в бюро их не учли.
Пишите заявление об оспаривании кредитной истории и обращайтесь напрямую в бюро, а не в банк.
После этого бюро пересылает ваше заявление в банк и ждет от него ответа. Если банк подтверждает вашу правоту, то бюро исправляет ошибку и сообщает вам об этом письменно. Срок — 30 дней со дня получения заявления бюро.
Если с вашей стороны все прозрачно и у вас есть доказательства, банк подтвердит вашу правоту и в бюро исправят вашу кредитную историю. Если же банк не согласится с вашими аргументами и будет настаивать на невыплаченном кредите или просрочке, то остается только судебное разбирательство.
Ваша кредитная история, скорее всего, хранится не в одном бюро, а в нескольких, поэтому исправлять ее нужно в каждом из них. Ведь нет гарантии, что банк оповестит все бюро о том, что нужно исправить ошибку. За своей кредитной историей приходится следить самому.
Удалить что-либо из кредитной истории нельзя. Но если вы хотите и дальше кредитоваться, ее можно улучшить. Берите совсем небольшие кредиты и очень аккуратно их гасите. Оформите кредитную карту или купите в кредит бытовую технику.
Так за пару лет (а банки особенно внимательно изучают вашу кредитную активность за последние 2–3 года) вы создадите новую историю взаимоотношений с банками — хорошую. Не забывайте столь же аккуратно и вовремя оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги. Скорее всего, после таких «оздоровительных процедур» банки вновь причислят вас к надежным клиентам.
Источник: fincult.info